Столкновения — результат безответственности
Поучителен такой случай. Около полуночи 16 апреля 1989 г. теплоход «Гавриил Кирдищев» в балласте снялся из Петропавловска-Камчатского назначением во Владивосток. Погода была исключительно благоприятной, видимость — около 10 миль. На мостике находились капитан, старший и четвертый помощники, на руле — старший матрос, на баке — третий помощник и боцман, которые вели наблюдение в носовом секторе и обо всем докладывали на мостик. При выходе из Авачинской губы, когда судно еще следовало по створу, на экране РЛС в дистанции около 2,5 миль впереди по курсу обнаружили обгоняемое судно, оказавшееся грунтоотвозной шаландой «Ока».
В 00 ч 18 мин новых суток расстояние до шаланды сократилось до 4—5 кб, и она усматривалась на курсовом угле 5° левого борта. Намереваясь произвести ее обгон справа, на «Гаврииле Кирдищеве» подали тифоном сигнал: два продолжительных звука и вслед за ними один короткий. Одновременно с этим, не дожидаясь ответного звукового сигнала с «Оки», который бы согласно Правилу 34 (с) МППСС—72 подтвердил ее согласие на обгон, уклонились на 13° вправо и легли на рекомендованный курс 176°.
Сперва пеленг на кормовой огонь шаланды стал заметно уменьшаться. Вдруг «Ока» круто повернула вправо без подачи каких-либо сигналов. На теплоходе застопорили двигатель. Шаланда продолжала стремительно сближаться, пересекая курс «Гавриила Кирдищева» по носу. На нем дали средний задний ход и руль переложили право на борт, сопроводив эти действия сигналом из пяти коротких и частых звуков. Но было уже поздно.
В 00 ч 21 мин теплоход ударил своим бульбом в правую кормовую часть шаланды, образовалась большая пробоина. Через 12 мин «Ока» погрузилась в воду кормой и затонула. Экипаж шаланды спасли, но один матрос скончался от переохлаждения.
Почему же произошла авария? Казалось бы, командование «Гавриила Кирдищева» приняло все меры для обеспечения благополучного выхода судна из порта в море: люди были расставлены по местам в соответствии с традиционной схемой, технические средства приведены в готовность, наблюдение за окружающей обстановкой как будто осуществлялось бдительно. А столкновение все же произошло.
Дело тут в том, что капитан нарушил правила предупреждения столкновений судов и хорошей морской практики, что выразилось в обгоне шаланды на малом расстоянии без согласия последней. Кроме того, приходится предположить, что неожиданный маневр «Оки» застал капитана врасплох, психологически не готовым к экстренным и решительным действиям, способным разрядить ситуацию.
...Хорошо известно, что сложность проблемы расхождения судов состоит в том, что в этом процессе участвуют, по меньшей мере, два судна и действия каждого из них не всегда можно обоснованно предвидеть. А это очень опасно. Судоводители обязаны всегда иметь в виду, что судно, которое приближается и с которым предстоит расходится, может внезапно предпринять непредсказуемый маневр, диктуемый данной навигационной обстановкой, особенно если оно маломерное судно, зачастую управляемое специалистом низкой квалификации. Газовые варочные панели в Кишинёвском магазине техники
plita de gaz всегда можно купить в Молдове